Пятница, 03.05.24, 16:28
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами

При правильной организации словарно-орфографическая работа обогащает речь школьников, развивает умение объяснять значение слова и правильно употреблять их в устной и письменной речи, правильно писать изучаемые слова. Работа со словарными словами дает возможность активизировать словарный запас ребенка, развивать связную речь. При этом каждый учитель может превратить работу со словарными словами в творческую, интересную и разнообразную.

На   уроках систематически  обучающиеся приучаются определять значения слов по тексту или уточняют его с помощью словаря. Подобная работа приучает ребенка самостоятельно  находить информацию из различных источников,  работать с разными видами словарей (орфографическим, толковым, словарем иностранных слов, словарем строения слов), творчески подходить к данному делу.   Параллельно проводится работа и с многозначными словами, фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками. Обучающиеся составляют предложения, в которых изучаемое  слово употребляется в переносном и прямом значениях.

В данной статье представлены приемы для успешного изучения словарных слов. Для обучающихся одним из интересных приемов является  «усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слова. Часто обучающиеся допускают ошибки при написании одних и тех же  словарных слов, в  итоге тратят много времени на их заучивание, а правильное написание слова держится в памяти недолго. Одной из причин такой трудности   является незнание  значений слов и их происхождения. Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания, но и орфографической зоркости. Для понимания значения и написания слова происходит постоянное обращение к истокам слова, это помогает найти нужного «родственника» - проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. При обращении к истокам слова происходит понимание детьми сущности современных слов, обогащение словарного запаса. Поэтому при «уярчении» орфограммы учителю следует делать установку на запоминание не только правописания слов, но и  их происхождения.

Для успешного  запоминания необходимо:

  1. Дать установку на запоминание.
  2. Заинтересовать:  всегда легче запоминается то, что интересно.
  3. Иллюстрация должна быть к слову яркой.  Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.
  4. Запоминание должно опираться на образы.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании,  старается увидеть в окружающем предмете букву или ее элемент, тем самым  быстрее запоминая написание слова. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом. Занятие это творческое и развивает у детей наблюдательность и воображение.

Указания для учителя:

  1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
  2. Выяснить лексическое значение слова.
  3. Дать установку на запоминание.
  4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
  5. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова, то есть «уярчить» орфограмму

Этапы работы по «усилению» орфограммы я взяла из книги Лайло В.В. «Развитие памяти и повышение грамотности»:

  1. Выделение трудной орфограммы
  2. Постановка перед обучающимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше  запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
  3. Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления»
  4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов
  5. Выбор каждым учащимся индивидуального запоминания

Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребенок должен не просто ставить себе целью запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху

Привожу примеры рисунков с усилением орфограмм для более быстрого и успешного запоминания слов с непроверяемыми орфограммами (рисунки выполнены обучающимися – второклассниками).

На уроках использую разные виды работ со словом. Самое главное, чтобы дети запомнили его быстро и надолго.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ГТС (08.01.15)
Просмотров: 808 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar