Главная » Статьи » Мои статьи |
При правильной организации словарно-орфографическая работа обогащает речь школьников, развивает умение объяснять значение слова и правильно употреблять их в устной и письменной речи, правильно писать изучаемые слова. Работа со словарными словами дает возможность активизировать словарный запас ребенка, развивать связную речь. При этом каждый учитель может превратить работу со словарными словами в творческую, интересную и разнообразную. На уроках систематически обучающиеся приучаются определять значения слов по тексту или уточняют его с помощью словаря. Подобная работа приучает ребенка самостоятельно находить информацию из различных источников, работать с разными видами словарей (орфографическим, толковым, словарем иностранных слов, словарем строения слов), творчески подходить к данному делу. Параллельно проводится работа и с многозначными словами, фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками. Обучающиеся составляют предложения, в которых изучаемое слово употребляется в переносном и прямом значениях. В данной статье представлены приемы для успешного изучения словарных слов. Для обучающихся одним из интересных приемов является «усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слова. Часто обучающиеся допускают ошибки при написании одних и тех же словарных слов, в итоге тратят много времени на их заучивание, а правильное написание слова держится в памяти недолго. Одной из причин такой трудности является незнание значений слов и их происхождения. Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания, но и орфографической зоркости. Для понимания значения и написания слова происходит постоянное обращение к истокам слова, это помогает найти нужного «родственника» - проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. При обращении к истокам слова происходит понимание детьми сущности современных слов, обогащение словарного запаса. Поэтому при «уярчении» орфограммы учителю следует делать установку на запоминание не только правописания слов, но и их происхождения. Для успешного запоминания необходимо:
Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании, старается увидеть в окружающем предмете букву или ее элемент, тем самым быстрее запоминая написание слова. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом. Занятие это творческое и развивает у детей наблюдательность и воображение. Указания для учителя:
Этапы работы по «усилению» орфограммы я взяла из книги Лайло В.В. «Развитие памяти и повышение грамотности»:
Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребенок должен не просто ставить себе целью запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху Привожу примеры рисунков с усилением орфограмм для более быстрого и успешного запоминания слов с непроверяемыми орфограммами (рисунки выполнены обучающимися – второклассниками). На уроках использую разные виды работ со словом. Самое главное, чтобы дети запомнили его быстро и надолго.
| |
Просмотров: 808 | |
Всего комментариев: 0 | |