Пятница, 03.05.24, 18:32
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование УУД на занятиях для младших школьников «Экономика и мы» в рамках внеурочной деятельности.

В программе по внеурочной деятельности Л.В. Занкова сказано: «Важно стремиться к созданию целостной системы внеурочной работы, направленной на организацию такого уклада школьной жизни, который создает оптимальные условия для развития личности ребенка».  Экономика в рамках внеурочной деятельности изучается с 1-го по 4-й класс по системе Л.В. Занкова.

Внеурочная деятельность создает условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие  личности, подготовленной к  жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Сегодня экономическая подготовка младших школьников стала необходимым условием для любой деятельности. Современная  жизнь требует, чтобы ребенок знал и понимал многие экономические термины и понятия:  потребности человека, цена товара, ресурсы (природные, экономические), выбор, умел делать осознанный выбор; ограниченность,  деньги и их назначение; понимал бюджет семьи, и из чего он складывается.

Ученикам моего класса нравятся занятия по экономике. В связи с тем, что курс экономики ориентирован на достижение оптимального общего развития детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельное приобретение школьниками новых знаний. Организую занятия  по экономике таким образом, чтобы каждый ребенок смог ощутить свою индивидуальность, уникальность и  востребованность. Занятия  сочетают индивидуальные и коллективные формы работы. Они  в простой и доступной форме знакомят обучающихся с экономикой. Лучшему усвоению программы способствуют:

  • экскурсии на производственные объекты, в результате которых происходит осознание обучающимися ценности и важности каждой существующей профессии;
  • беседы родителей о своей профессии.

На этих мероприятиях обучающиеся узнают о мире профессий, знакомятся со многими профессиями людей, происходит углубленное изучение уже известных профессий и история их происхождения. Обучающиеся знакомятся с  социальной значимостью этих профессий, знакомятся и общаются с новыми людьми. У учеников происходит формирование картины мира культуры как  порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека. Таким образом, происходит профессиональная ориентация уже с младшего возраста.

На занятиях дополнительно использую пособия И.А. Сасовой и Е.Н. Землянской. Данные пособия содержат творческие задания, которые знакомят детей с основными экономическими понятиями. В увлекательной форме обучающиеся рассматривают проблемы выбора; происхождения и использования денег; доходы и расходы человека, семьи, предприятия, государства. Ребята легко и быстро запоминают понятия об экономических объектах и процессах, с которыми они встречаются в повседневной жизни: деньги, цены, финансы, производство, рынок, потребление.

Приведу пример некоторых задач, данных в этих пособиях.

Задание 20. Мама получает 100 монет за каждый проработанный день. Что бы вы посоветовали маме: не пойти один день на работу, остаться дома и сделать стрижку своим двум сыновьям или дать им денег на парикмахерскую? Стрижка в парикмахерской стоит 40 монет.

Задание 21. Семья Скруджа Макдака состоит из 4 человек (он сам и его три племянника – Билли, Вилли, Дилли). Они живут в городе. У них есть дача в деревне Даковка. До дачи можно добраться городским автобусом или на автомобиле. Билет на автобус стоит 25 монет. Автомобиль потребляет 10 л бензина. Литр бензина стоит 6 монет. Скрудж отправился на дачу. Посоветуй Скруджу, какой транспорт наиболее выгодный. А какой транспорт выберет Скрудж, если захочет взять с собой племянников?

Используемые пособия включают экономические задачи, которые одновременно способны решать сразу несколько задач:

  • Знакомят с историей нашей страны;
  • Развивают логическое мышление;
  • Формируют бережное отношение к ресурсам;
  •  Развивают умение рационального жизненного выбора.

В дополнение на занятиях использую «Экономический сказочный словарь» Т.В. Смирновой. Автор в привлекательной для ребенка увлекательной сказочной  форме  дает объяснение новым экономическим категориям. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка, где на одном игровом поле встречаются герои известных литературных произведений и новые придуманные сказочные персонажи. Содержание сказок-малюток, действия персонажей подводят маленьких учеников к самостоятельному определению того или иного экономического  термина.

Значительно поднимает уровень организации внеурочной деятельности сотрудничество школы с культурными учреждениями нашего города. Понимая значимость обогащения жизненного опыта и профессиональной ориентации среди школьников в современной школе, информационный центр по атомной энергии нашего города проводит конкурсы и проекты среди обучающихся.   «Наш друг – атомная энергия», «Мой атом - 2013».

На занятиях изучаются вопросы энергосбережения. Ребятам нравится, что у детей есть возможность организовать исследование, наблюдения, эксперименты. Детьми был предложен и создан краткосрочный  проект, в результате которого они провели исследование, эксперимент, в который каждый ученик привлек  свою семью, ребята писали сказки «Один день из жизни лампочки». Организованы деловые игры «Энергосбережение – дело каждого».

 Ребята проводили небольшое исследование:

  1. узнали, какую сумму за потребление энергии платят родители в месяц;
  2.  следующий месяц пытались дома экономить, следить за тем, чтобы свет зря не горел в комнатах;
  3.   сравнивали оплату двух месяцев и делали вывод;
  4.  составляли список покупок для каждой семьи на разницу в оплате;

Таким простым и интересным исследованием ребята себе показали, что значит экономить.  Они поняли, что небольшими  усилиями каждого члена семьи можно сэкономить в семье на потреблении энергии для других покупок. Задания, включаемые в занятия этой внеурочной деятельности,  направлены на формирование всех видов учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Проведение данных занятий нацелено на формирование познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных УУД.   Многие задания формируют и предметные умения. Решение многих экономических  задач требует то ученика правильных вычислительных умений.

Категория: Мои статьи | Добавил: ГТС (12.01.15)
Просмотров: 576 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar