Главная » Статьи » Мои статьи |
Головина Татьяна Сергеевна, Учитель начальных классов МАОУ гимназии 326 г. Томска Развитие детской одарённости в образовательном пространстве Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий. (Ф. Бэкон) Как увидеть одарённых детей в классе? Какое место занимает школа в процессе развития одарённого ребёнка? Как поддержать у каждого ребенка стремление к познанию окружающего мира? Можно ли развить природные способности ребенка? Эти и многие другие вопросы задаёт себе учитель, приходя в класс к своим ученикам. По мнению одного их ведущих исследователей проблем творчества (одарённости) П.Торренса, «Творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Каждый ребёнок должен сам выбрать «ЧТО копать глубже», «сквозь КАКИЕ стены проходить», «какой замок построить»….Познавательный интерес возникает в том случае, когда круг интересов разнообразен, когда ребёнок может выбрать то, что наиболее важно и интересно для него. Одному интересно создавать и строить что-то, другому – проводить опыты и наблюдать, а третий, не жалея сил и времени, будет решать сложные логические задачи. Если развитием умственных способностей заниматься регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других качеств, то можно добиться хорошего результата. Привить любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить – это основополагающая задача творчески мыслящего учителя. Учитель стремится создать благоприятные условия на уроке и во внеурочной деятельности для реализации природных способностей ребёнка и для удовлетворения его повышенной потребности в интеллектуальной деятельности, тем самым раскрывая и развивая потенциала каждого ученика. Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, приучая ребенка трудиться, думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Чтобы помочь ребёнку развить его способности, необходимо в занятия регулярно включать развивающие задания, которые стимулируют его на включение в поисковую деятельность. Целесообразно с 1 класса включать в урок задачи на смекалку, занимательные и нестандартные задания, комбинаторные задачи, задачи на поиск закономерностей, числовые ребусы. Задания должны усложняться, темп выполнения наращиваться. Во многих учебниках авторами предложены задачи с недостающими данными. Они способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследования. Целью этих большинства заданий является формирование анализа, синтеза, операции сравнения, аналогии, обобщения. Приведу примеры разных типов задач. Комбинаторная задача: Из деревни Анино в деревню Борисовку ведет две дороги, а из Борисовки в Васино – одна дорога. Сколькими способами можно проехать из Анино в Васино? Задача на словесное описание чисел: Нарисуйте несколько яблок так, чтобы их было больше, чем концов у трех палок, но меньше, чем ног у верблюдов. Задача на разрезание: Круглый торт разрезали двумя прямыми разрезами. Какое наибольшее количество частей может получиться? Задача на интервалы: В одном ряду 9 камушков на расстоянии 6см друг от друга. В другом ряду 25 камушков на расстоянии 2 см друг от друга. Какой ряд короче? Задача на распилы: Сколько нужно сделать распилов, чтобы длинное бревно распалось на 6 частей? Задачи на четность: За забором гуляли утки и овечки. Карина насчитала 19 ног, а Мирон 18. Один из них ошибся. Можете ли вы сказать, кто из них наверняка сосчитал правильно? Задача на последовательность: Продолжите последовательность: 1, 22, 333, 4444… Позавчера, вчера, сегодня… Задача на взвешивание: Кошка и собака тяжелее, чем две кошки, на 1кг. Кто тяжелее: кошка или собака? На сколько? Задача на части и целое: Карлсон дал Малышу 10 конфет, а себе взял в 2 раза больше конфет. Сколько конфет они съели вместе? Целесообразно предлагать на уроках такие задания, которые не имеют однозначного решения. Подобные задания способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления, то есть развитию творческих способностей. Можно привести еще типы логических задач, которые необходимо включать в урок и занятия по внеурочной деятельности интеллектуальной направленности. Включение заданий олимпиадного характера в урок требует от детей не только владения системой предметных знаний и действий, но и креативности мышления. Важно приучить ребёнка размышлять, давать понятные, подробные и грамотные рассуждения при решении любой задачи. Задания повышенной трудности, предложенные ученикам, носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому у учеников исчезает боязнь сделать ошибочные шаги, снижается тревожность и беспокойство. Хотя решение ребенком нестандартных заданий и выполнение творческих работ можно поощрять. В результате систематического включения в урок подобного рода заданий у ученика формируются общеучебные умения и навыки, способность находить новые неординарные решения, развивается новый подход к рассмотрению предлагаемой ситуации. Нестандартные задачи формируют познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Олимпиады демонстрируют интеллектуальные возможности ребенка, поддерживают и укрепляют познавательную учебную мотивацию детей. Одной из форм внеклассной деятельности, способствующей воспитанию познавательной деятельности, являются олимпиады по предметам. Такие мероприятия поддерживают и развивают интерес ребенка к предмету, стимулируют активность. Несомненно, учителю важно выявить детей с высоким уровнем познавательной активности и работать с такими детьми, разрабатывая индивидуальные образовательные маршруты. Но также важно предоставить каждому ученику возможность поверить в себя и свои силы, не бояться действовать, быть творцами себя и окружающего мира. Хочется закончить словами Генри Форда «Более одаренные люди ведут общество вперед, облегчая остальным условия жизни». Используемая литература:
| |
Просмотров: 112 | | |
Всего комментариев: 0 | |