Пятница, 03.05.24, 18:11
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

Окончила  Томское педагогическое училище №2 в 1988 году по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», квалификация учитель начальных классов,  Томский государственный педагогический университет в 2010 г,  по специальности «Логопедия», квалификация учитель-логопед.

Педагогический  стаж 25 лет

С 2001 года работаю в МАОУ гимназии № 26 учителем начальных классов, имею высшую квалификационную категорию, звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», приказ Министерства России от 18 апреля 2013г. № 253/к-н.

С  2011 года работаю по системе Л.В. Занкова. Эту систему можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего  развития личности ребенка. Главная методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. Педагогическая система Л.В Занкова дает обучающимся радость от умственного труда, творчества и общения, самостоятельность, уверенность в своих возможностях, стремление к сотрудничеству. Уроки строятся в соответствии с принципом обучения на высоком уровне трудности. На уроках создаются такие условия, чтобы с первых шагов пребывания на уроках ребенок не боялся высказывать свои, пусть  еще незрелые, мысли, свои наблюдения и познания.  На уроках стараюсь задавать  вопросы, требующие именно вариантных, а неоднозначных ответов.

Программа привлекает меня еще тем, что в ней нет существующих в отдельности предметов. А есть развивающая система, которая ставит перед собой цель – развитие функционально грамотной личности.

Считаю, что при подведении итогов первостепенное значение придается выявлению того, как дети продвинулись в общем развитии, а не только в усвоении школьной программы: как развивается наблюдательность, мышление, эмоционально-волевые качества, потребности, ценностные ориентации. Показатели успеваемости имеют высокую цену лишь  в сочетании со столь же высокой оценкой развития. Именно программа Л. В Занкова  и реализует эти цели. Данный УМК создает условия для  мотивации ученика к учению, так как учитывает возрастные особенности.

Мною составлена рабочая программа по математике (1-4, система Л.В. Занкова). В  рабочую программу учебного предмета «Окружающий мир» по системе Л. В Занкова разработан и добавлен экологический компонент. Особое внимание акцентировала на  состояние окружающей среды и экологические проблемы Томска и Томской области. Добавлены в программу темы по природе родного края. Вопросы экологии  и  непосредственно проблемы в Томской области изучаем не только на уроках окружающего мира, но и на  русского языка и математики.  В этом направлении мною представлен опыт работы на областном конкурсе «Методические материалы экологической направленности» в рамках VI  Всероссийского конкурса методических материалов

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:

  • Повышение мотивации к обучению  через активизацию познавательной деятельности;
  • Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого обучающегося;
  • Личностно-ориентированное развитие обучающихся, их познавательных т общекультурных умений, обеспечивающее формирование ключевых компетенций.

Именно данными задачами обусловлен выбор инновационных направлений.

Любой ребенок имеет право на полноценное образование и на уважительное отношение к его индивидуальности, к его психологическим особенностям, поэтому моим  учительским кредо всегда был девиз: «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому».

            Знание (и постоянное изучение и освоение) современных инновационных технологий позволило организовать образовательный процесс  в режиме развития. В основе организации учебного процесса лежит деятельностный подход. Используемые уже много лет технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие и ИКТ (в том числе использование интерактивной доски Activ Board, ресурсов сети Интернет), технологии критериального оценивания, технологии дифференцированного подхода, критического мышления позволяют эффективно использовать учебное время.

Использую  различные виды деятельности на уроках, это делает урок интересным для ученика. Стараюсь поддерживать положительный эмоциональный настрой урока, что способствует развитию познавательного интереса обучающихся к обучению. Считаю важным - включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики  имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обучаемости, подбираю рациональные виды работ, создаю ситуации успеха. Именно они являются важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке.   При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления. Использование инновационных методов и приемов приводят к положительному результату: отсутствие неуспевающих, повышение  мотивации к обучению, стабильный результат качества успеваемости

Здоровые дети – это благополучие общества. Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие технологии.  Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью педагогического процесса.  использую в своей практической деятельности:  физкультурные минутки,  гимнастику для глаз,  пальчиковую гимнастику, кинезиологические упражнения.

В своей практике активно использую информационно-коммуникационные  технологии, что позволяет контролировать деятельность каждого обучающегося, значительно увеличить темп работы, решать сразу несколько задач: изучать новый материал, закреплять пройденный материал, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, расширять знания обучающихся. Материально-техническая база гимназии позволяет планировать и проводить подобные уроки. Материальное оснащение кабинета описано в паспорте.

Являюсь участником  проекта   «Создание модели электронной среды обучения «1 ученик: 1 компьютер», позволяющий индивидуализировать учебную деятельность учащихся, формировать новое  качество образования, формировать и развивать информационно-коммуникационно-технологические  компетенции младших школьников.  Мультимедийное пособие «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», используемое на уроках, содержит все области знаний, снабжено  видео и аудиофрагментами,  анимациями, а также обилием иллюстраций, которые  использую на уроках. Увлекательные интерактивные игры помогают развить логику и воображение, автоматизировать счет, научиться решать задачи.  Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия охватывает такие предметы, как русский язык, окружающий мир и математика. Уроки с использованием нетбуков повышают мотивацию к обучению у обучающихся. Урок в образовательной модели "1 ученик: 1 компьютер" сочетает в себе элементы исследования и групповой работы.  Учебный материал на уроках лучше усваивается обучающимися. Методы и приемы использования информационных технологий на уроках  разные, но  задача одна –  сделать урок наглядным, интересным, увлекательным для детей.

С 2012 года являюсь участником  областного сетевого экспериментального образовательного проекта  «Школьная модель критериального оценивания образовательных результатов как средство формирования осознанного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности". Мною разработаны КИМы с дескрипторами по математике и по русскому языку, эталоны,  листы достижений по предметам (по русскому языку, математике), конспекты уроков с использованием технологии критериального оценивания. Данные материалы расположены на официальном сайте гимназии http://gim26.tomsk.ru/konkyrs.

На уроках использую технологию критериального оценивания, что позволяет включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы  они приобретали навык  и привычку к самооценке. Для формирования адекватной  самооценки на уроке используется как прогностическая, так и ретроспективная оценка. Критериальное оценивание как учителю, так и каждому ученику  позволяет оценивать не только результат деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Критерии вырабатываются в совместной деятельности учителя с обучающимися. На уроках происходит обсуждение, в котором учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, по каким критериям будет оцениваться работа.  Все это нашло отражение в систематической работе по распространению собственного педагогического опыта. 

Новым для меня является и  разработка  контрольно-измерительных материалов для организации исследования метапредметных достижений обучающихся начальных классов образовательных учреждений Томской области в центре мониторинга ТОИПКРО (Приложение 9). Задания  ориентированы в основном не на проверку освоения отдельных  знаний, а на оценку способности  школьников решать учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Являюсь рецензентом  контрольно-измерительных материалов по оцениванию метапредметных достижений школьников для мониторинговых исследований в сфере образования Томской области.

Систематически представляю опыт своей работы в формах открытых уроков, выступления,  в конкурсах педагогического мастерства. Участие у конкурсах педагогического мастерства - часть моей работы. Подготовка материала к конкурсу – это кропотливая работа, требующая переосмысления своей деятельности, тщательного анализа своей работы. Она заставляет двигаться вперед. Профессиональные конкурсы стали для меня не только демонстрацией профессиональных умений и навыков, а стимулом для движения вперед в деле совершенствования педагогического мастерства (Приложение 8,9). Являюсь активным участником в развитии  Интернет - проекта «Эрудит». Разработала ряд дистанционных мероприятий по разным предметам: математике, русскому языку, литературному, чтению, окружающему миру, физической культуре. Данные мероприятия включены в расписание конкурсов, подтверждением являются сертификаты.

Образование, полученное в начальной школе, является фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности  универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия, поэтому возникла необходимость подробного изучения данной темы. С 2010 года являюсь активным участником разработки и апробации технологической карты «Технологический уровень  познавательных универсальных учебный действий» в рамках деятельности экспериментальной площадки ФГОУ АПК и ППРО г. Москва по теме «Формирование модели сетевой организации методической работы на муниципальном уровне». Опыт работы представляла для коллег области на курсах повышения квалификации и на   Августовской конференции педагогических.

Значительное место  в моей методической системе занимает работа с одаренными детьми.  Являюсь участником проекта «Методическое,  дидактическое и диагностическое сопровождение работы с одаренными детьми  на начальной ступени образования», участником разработки и апробации электронного пособия «Работа с одаренными детьми в начальной школе»,  раздел «Организация работы с одаренными детьми на уроках окружающего мира». в результате работы группы создан диск с заданиями по окружающему миру, где представлены задания повышенной трудности. Опыт работы представляла на семинаре в виде открытого урока.

Детское желание быть успешным поддерживаю и стараюсь  помочь в его  реализации с помощью участия в различных мероприятиях. Конечно, не каждому ребенку удается достичь победных высот, но стараюсь убедить ребят, что любое участие в конкурсе почетно и дает радость познания нового. Именно поэтому дети, обучающиеся моего класса, с удовольствием участвуют в социальных и творческих проектах,  в конкурсах различного уровня и становятся победителями и призерами.  Имею победителя олимпиады по русскому языку на городском уровне (2 место); победителей Всероссийского конкурса «Золотое Руно» (1 место- 2 человека). Обучающиеся являются участниками, победителями, призерами неакадемических  олимпиад по математике «Живая математика», по литературе «Знатоки литературы»,  по русскому языку «Живое слово», по окружающему миру «Мир вокруг».

В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования организую работу по внеурочной деятельности по разным направлениям развития личности. Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 

Главной задачей внеурочной деятельности считаю активизацию процесса познавательной деятельности обучающихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного материала. Реализую следующие  программы: «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников», «Тропинка к своему Я», «Экономика и мы».

Обучающиеся с удовольствием посещают занятия по программе «Тропинка к своему Я», в результате которой решаются многие важные вопросы  воспитания детей. Эти занятия  способствуют и воспитанию патриотического духа подрастающего поколения, формированию  нравственных качеств личности, выработке у школьников правильного отношения к учебе, расширению кругозора обучающихся о предметах личной гигиены, способствуют  аккуратности ребенка и потребности к соблюдению правил личной гигиены и т.д.

Реализация данных программ способствует решению основных задач воспитания и обучения.  Для понимания родителями важности реализации программ практикую открытые занятия для родителей. Одна из целей: ознакомить родителей с тем, как их ребёнок занимается на уроке,  с критериями оценивания его деятельности. После посещения урока родители лучше понимают структуру учебников, смысл заданий, требования, предъявляемые к ответам ученика. Проведение таких открытых уроков является очень хорошим  подспорьем родителям для анализа своих занятий с ребенком, выполнения домашних заданий. Родители с удовольствием приходят на открытые уроки и занятия внеурочной деятельности, это  подтверждается их  положительными отзывами. Представляла опыт работы по внеурочной деятельности на разных педагогических сайтах.

Реализация программ по внеурочной деятельности отразилась на качественной успеваемости по предметам, на повышении познавательных способностей и мотивации.  Обучающиеся учатся самостоятельно добывать знания из источников научно-популярной литературы, приемами исследовательской деятельности. Ученики являются частыми гостями городской библиотеки и участниками городских конкурсов, организатором которых является Муниципальная информационная библиотечная система нашего города.

В своей педагогической практике использую разнообразные формы работы с обучающимися по приобретению ими позитивного социального опыта через организацию внеурочной деятельности. Одной из таких  форм является систематическая организация экскурсий, как форма дополнительного образовательного элемента. Стараюсь подобрать такую внеурочную экскурсию, чтобы материал был дополнением к школьному курсу. Иногда экскурсии несут в себе отвлеченную, но интересную, увлекательную для обучающихся и, в то же время, развивающую информацию. Яркие конкурсы, совместное творчество, момент соревнования помогают сплотить детский коллектив и вдохновить самих обучающихся  на новые встречи и  коллективные мероприятия. Экскурсии способствуют убеждению детей в том, что источником познания являются не только книга, слово учителя, но и окружающая действительность - природа, материальная культура, социальное окружение. Такие мероприятия воспитывают у учеников стабильный интерес к познанию, активную жизненную позицию. Ценность таких мероприятий понимают обучающиеся и их родители, что подтверждается положительными отзывами. Данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения. Провожу целенаправленную работу по формированию  детского и родительского коллективов: проведение мероприятий и праздников, участие в коллективных творческих делах.

Особое место в системе воспитания занимают праздники, проведенные совместно с родителями и для родителей. Цель праздников: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности, обучение коллективному взаимодействию детей и родителей.

Категория: Мои статьи | Добавил: ГТС (11.01.15)
Просмотров: 915 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar