Пятница, 03.05.24, 19:03
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Способы и средства контроля и оценки на уроке

В своем  выступлении я остановлюсь на  пооперационном контроле. Освоение способов и средств контроля продолжается во 2 классе. В учебном процессе продолжаются    разные способы оценивания: выработка критериев, самооценивание по образцу (эталону), пошаговый контроль и оценка в соответствии с эталоном, взаимоконтроль. Для формирования адекватной самооценки на уроке используется как прогностическая (оценка предстоящей работы) так и ретроспективная оценка (оценка выполненного задания).

Смысл критериального самооценивания заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.  Основой для успешной и продуктивной работы по самооцениванию является этап урока, когда  вводятся критерии для оценивания. Они  вырабатываются в совместной   деятельности учителя с обучающимися. На уроках происходит общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, по каким критериям будет оцениваться работа. Начиная со 2 полугодия  2 класса обучающиеся уже самостоятельно предлагают свои критерии.

В зависимости от вида работы на уроке количество критериев разное. Например, при  решении задачи на уроке мы с учениками  выделили 5 критериев:

  1. Выбор математического действия.
  2. Вычисления.
  3. Наименование.
  4. Запись ответа.
  5. Оформление работы

При решении задачи критериев может быть и больше, в том случае, если в задании обучающиеся должны составить краткую запись или выполнить чертеж, изменить вопрос задачи или ее условие, придумать вопрос, решить задачу разными способами и т.д. .

После  этого необходимо показать, что степень достижения по каждому критерию будет различной и нужно ввести показатели, по которым оно будет определяться. Вводится бальная шкала, по которой будет проводиться оценивание.

Дана задача на самостоятельное решение. Ученики читают текст задачи, решают ее, они видят критерии, по которым  будут оценивать свою работу. Чтобы ребенок научился давать адекватную оценку собственной работе необходимо, чтобы у него было сформировано представление об эталоне работы. После самостоятельной работы, ученики оценивают работу, сверяя по эталону. Каждый критерий оценивается в 1 балл.

Проверяем пошагово:

  1. Если ученик выбрал действие верно – 1 балл
  2. Выполнил вычисление верно – 1 балл
  3. Записал наименование верно – 1 балл и т.д. итого 5 баллов. Это количество баллов ребенок ставит на полях или в карте урока

Все ошибки при проверке ребята исправляют цветным карандашом. Каждый ребенок сразу видит, на каком этапе он ошибся, над чем нужно ему поработать… После того, как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и похвалить тех ребят, которые  успешно выполнили задание, или тех, у кого еще не все отлично получилось, но они улучшили свой результат на данном уроке.

Подобное оценивание предоставляет учителю возможности получать информацию о том, как идет учебный процесс и более своевременно его корректировать.

К концу 2 класса на уроках появляются  карты (так назвали ее сами ученики). Карта урока может быть составлена на каждый урок и на  определенный период времени, например, на неделю. В карте может быть просто написано задание, которое ребята будут выполнять на уроке и оценивать правильность выполнения  или умение,  сформированность которого будут проверять на уроке.

Приведу пример карты урока  русского языка, 2 урок по теме «Парные согласные в корне слова» по системе Л.В. Занкова, учебник Н.В. Нечаева.

В карте урока ученики оценивали выполненные задания.

Задание № 1: найти ошибки в тексте SМS «Отыскал я на реге прорупь, сунул туда хвозд, сител и приговаривал: лофись, рыбка и мала и велига».

Каждый ребенок получил карточку с текстом, в котором он исправил ошибки. Каждая найденная ошибка- это балл. Количество баллов он пишет пока в самой карточке. Начинаем сверять по эталону. После проверки ребенок точно знает, какие ошибки он правильно нашел, какие пропустил. Считает количество баллов и ставит в карту нужное количество баллов.

Задание № 2: написать все пары согласных по звонкости – глухости. Каждая пара – это 1 балл. Это тот материал, который ребенок должен выучить и знать  всегда, тем более, это урок во 2 классе, а буквы парных согласных изучаем в 1 классе,  поэтому при оценивании, если ребенок пропустил хотя бы одну пару, он получает 0 баллов.  Опять же после самопроверки по эталону пишет в карту урока. Сразу видно тех учеников, которым нужно доработать эту тему.

Задание № 3: выписать правильно одно слово с буквой парного согласного и правильно графически обозначить

Задание № 4: восстановить правило проверки буквы парного согласного

Задание № 5: восстановить алгоритм проверки  буквы парного согласного

В карте урока указано максимальное количество баллов, которое ученик должен достичь. В данном уроке это было 10 баллов.  Самооценка ребенка повышается, если он достигает максимальный уровень, если же нет, то каждый ребенок видит то умение, которое у него не сформировано и намечает план работы в этом направлении.  Сформированность каждого умения проверяется учителем на уроке контроля знаний.

Подобным образом, проходит на уроках подготовка  ребят к контрольному диктанту по определенной теме или  итоговому за четверть, полугодие, год. На каждый  урок вводим в орфографические пятиминутки, комментированное письмо и другие виды заданий, направленные на развитие орфографической зоркости.  В начале каждого урока русского языка  предлагаю ребятам 3-4 предложения для письма под диктовку.  Но  целью этого задания не стоит проверить написание диктанта на данном уроке, а формирование умения правильно писать под диктовку предложения  с изученными орфограммами. Поэтому очень важна самопроверка. Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.  Ребенок сам должен сделать вывод об уровне сформированности умения. 

Таким образом, критериальное оценивание позволяет ученику точно оценить границы своего знания. Понять, что он знает, а чего пока не знает и что можно сделать, чтобы результат работы стал лучше.  В то же время позволяет учителю отследить даже самое незначительное продвижение учащегося обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.

Категория: Мои статьи | Добавил: ГТС (08.01.15)
Просмотров: 1328 | Теги: контроль, критериальное оценивание, система оценки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar